Европейские переселенцы также перенесли в Америку веру в вампиров, даже не смотря на то, что большинство колонистов прибыло на материк ранее, чем в Великобритании сформировалась «вампирическая» культура. Безусловно, поселенцы из северных районов Польши – Кушубы – принесли и сохранили свои верования, проживая в канадских поселениях. Среди обширной мифологии многих коренных племен Америки были лишь единичные сообщения о вампирах и даже спорадические ссылки на американских индейцев очень редки в вампирической литературе. Также мало сообщений из афро-американского сообщества, хотя остатки вампирической африканской мифологии зафиксированы на Юге.
Вампиризм в Новой Англии. Как отмечено выше, сообщения о вампирах в США были редкими, однако, на протяжении 19 века имели некоторое место в истории. Изучение их было весьма поверхностным и не дало возможности задокументировать представление народа о вампирах, верования и методы совладания с вампирами, распространенными в этой ограниченной местности Новой Англии.
Первый такой случай, как сообщалось, произошел во время Американской революции. Человек по имени Стакели, у которого было 14 детей, начал терять их одного за другим. После того, как умерло шестеро одна из умерших дочерей, Сара, начала приходить во сне к его жене. Тела были эксгумированы, но все, кроме тела Сары, имели признаки тления. Ее же тело хорошо сохранилось. Из каждого тела они вырезали сердце и сожгли их прежде, чем тела были снова перезахоронены. Первое сообщение об этой истории появилось не ранее 1888 года, т.е. спустя век после того, как она произошла. Никаких современных тому времени записей не существует.
Приблизительно в то же время произошел другой случай, о котором сообщалось в 1854 году, гораздо ближе ко времени самого происшествия. Оно коснулось семьи Рэй из города Джуитта, Коннектикут. В семье, кроме отца и матери было пятеро детей. В период между 1845-1854 годами отец и двое сыновей умерли от туберкулеза, а третий сын заболел. В 19 веке туберкулез был смертельной болезнью, и никто не знал ни причины ее возникновения, ни методов лечения. И, таким образом, туберкулез становился объектом множества размышлений в свете оккультизма. Семья сочла, что их покойные родственники были причиной этой проблемы. Они выкопали их тела и сожгли их. Насколько распространенным было это верование в те времена неизвестно, но, безусловно, существовали предания, которые передавались из поколения в поколение. Генри Дэвид Торо записал в своем журнале 16 сентября 1859 года : « Я только что прочитал о семье из Вермонта, в которой было несколько смертей от туберкулеза и они просто сожгли сердце, легкие и печень последнего из усопших, чтобы предотвратить повторение болезни».
Другая история была опубликована в газете Вермонта в 1890 году. Ее герои – семья Корвин жили в Вудстоке, Вермонт. Через 6 месяцев после того, как умер от туберкулеза один из членов семьи, заболел один брат. Семья выкопала из могилы тело первого брата и сожгла его сердце. К сожалению, нет письменных свидетельств современников об этом случае. Впервые о нем упомянуто в газетной статье через 60 лет после происшествия.
Среди часто пересказываемых происшествий был и случай семьи Мэри Браун из Эксетера, Род-Айленд. Мэри умерла от туберкулеза в декабре 1883 года. Спустя 6 месяцев умерла ее старшая дочь. В 1888 году ее сын Эдвин и его сестра Мерси заразились этой болезнью, Мерси умерла в январе 1992 года. Эдвин, хотя и больной, продолжал цепляться за жизнь. Через 2 месяца семья решила, что тут не обошлось без вампира и раскопала тела всех своих усопших родственников. Мать и старшая дочь были чистыми скелетами, но тело Мерси выглядело здоровым, полнокровным и было повернуто набок. Семья пришла к выводу, что Мерси – вампир, и ее сердце было вырезано и сожжено, а тело перезахоронено. Пепел был растворен в лекарстве и дан Эдвину. Однако это не помогло и вскоре он умер. Тело Мерси остается захороненным на кладбище позади баптистской церкви Честнат Хилл в Эксеторе, и все местные жители все еще думают, что она является городским вампиром.
Джордж Стетсон, первый ученый, изучавший эти истории, отмечал: «В Новой Англии мифологические существа, которые можно квалифицировать как вампиров, не имели непосредственно это название. Там просто верят, что туберкулез – не физическая болезнь, а духовная, одержимость или наваждение, что если тело умершего от туберкулеза родственника содержит кровь в сердце. То это доказательство того, что он был умерщвлен под влиянием оккультной силы, которая действует и после его смерти, перекачивая в его сердце кровь живущих, которые, в свою очередь, быстро угасают». Джон Веллутини, редактор «Журнала Вампирологии» провел самое полное исследование всех свидетельств и сделал ряд точных наблюдений на их основе. Как и Стетсон, он обнаружил, что термин «вампиризм» не употреблялся в ранних источниках для описания действий, производимых над телами. Вероятно, понятие вампиризма введено более поздними авторами, в особенности журналистами и местными историками. Таким образом, к моменту появления дела Мерси Браун в 1892 году понятие «вампиризм» использовалось лишь как введенное извне определение.
Психический вампиризм в Новой Англии. Еще в 1871 году анрополог-пионер Эдвард Тайлер в своей работе «Примитивная культура» предложил определение вампиризма. Тайлер писал: «Вампиры – не просто создания беспочвенной фантазии, а следствие попытки объяснить специфические случаи изнурительных заболеваний в условиях отсутствия знаний». В этой интерпретации вампиризм возникает тогда, «когда душа умершего покидает мертвое тело и сосет кровь у живущих. Жертва становится худой, вялой, бескровной, быстро угасает и умирает». Далее он отмечал: «Тело, таким образом, получает кровь от своей возвращавшейся души, и предполагается, что оно остается неестественно свежим, гибким и розовым…». Определение Тайлера было близким к тому, что стало известно как психический вампиризм. Это было почти идентично описанию, предложенному французским исследователем психологии З.Ж. Пьераром в 60-е годы позапрошлого столетия, и которое было популярно в кругах оккультистов до конца века. Оно радикально отличалось от самой концепции восточноевропейского вампира, который, как считалось, являлся ожившим трупом и нападал на живущих, у которых пил кровь.
Вера, обнаруженная Стетсоном и послужила основой закрепления практики удаления и сжигания сердца умершего от туберкулеза и вполне может быть названа формой психического вампиризма. Веллутини также был прав, утверждая, что никакая вера в вампиров не имела место в системе верований Новой Англии. Практика расправы с телами умерших от туберкулеза исчезла в начале 20-го века, без сомнения, благодаря открытию причин, вызывающих эту болезнь, а затем и средств для ее лечения. Время от времени записи о случае в Новой Англии появлялись вновь и публиковались. В 1993 году Пол Следзик из Национального музея здоровья и медицины сообщил о своем исследовании кладбища неподалеку от Грисволда, Коннектикут. Он исследовал тела, у которых были признаки туберкулеза и которые были изувечены в 19 веке.
|