Элизабет Батори была графиней, которая замучила и убила бесчисленное количество молодых женщин и из-за этих деяний стала известна как один из «истинных» вампиров в истории. Она родилась в 1560 году в семье Георга и Анны Батори. Хотя ее часто считают венгеркой, но в большей мере из-за меняющихся границ Венгерской империи, фактически же она скорее принадлежит тому народу, который теперь проживает в республике Словакия. Большую часть своей взрослой жизни она провела в Замке Каштис, около города Вишина, к северо-востоку от современной Братиславы, там где сходятся Австрия, Венгрия и республика Словакия. (Раймонд Т. Макнелли ошибочно располагает этот замок в Трансильвании.)
Батори росла в то время, когда большая часть Венгрии была порабощена турецкими войсками Оттоманской империи и являлась полем сражения между армиями Турции и Австрии (Габсбургов). Эту область раздирали и религиозные противоречия. Ее семья приняла сторону новой волны протестантизма, которая противостояла традиционной Римско-католической церкви. Она воспитывалась в родовом поместье Батори в Икседе, Трансильвания. Еще в детстве она была подвержена приступам, которые сопровождались ужасным гневом и неконтролируемым сведением. В 1571 году ее кузен Стефан стал принцем Трансильвании, позже, в том же десятилетии прибавил себе и трон Польши. Он был одним из самых эффективных правителей своего времени, хотя его планы Объединения Европы против турок были расстроены, так как много сил отвлечено на борьбу с Иваном Грозным, посягавшим на земли Стефана.
В 1574 году Элизабет забеременела в результате мимолетной связи с крестьянином. Когда ее состояние стало очевидным, ее спрятали до тех пор, пока не родился ребенок, так как она была обручена с графом Ференсом Надашди. Свадьба состоялась в мае 1575 года. Граф Надашди был военным и часто подолгу отсутствовал дома. Тем временем Элизабет взяла на себя обязанности по управлению всеми делами замка Сарвар, родового поместья семьи Надашди. Именно здесь было положено начало ее зловещим деяниям — с ее попыток дисциплинировать огромный штат прислуги, который состоял в основном из молодых девушек.
В то время жестокое поведение и произвол со стороны власть имущих по отношению к своим слугам были обычным явлением. Но жестокость Элизабет переходила всякие границы. Она не просто наказывала провинности по своим правилам, но находила предлоги, чтобы причинить страдания и получала удовольствие от пыток и смерти своих жертв, что шокировало даже ее современников. Она могла втыкать булавки в различные чувствительные части тела, например, под ногти. Зимой она наказывала жертву, раздевая ее и укладывая на снег, а затем поливала водой, пока та не замерзала.
Муж Элизабет участвовал в этих садистских наказаниях и фактически обучал свою жену некоторым новым приемам наказания. Например, он показал ей летний вариант наказания, равноценный замораживанию. Он раздевал женщину, обмазывал ее медом и оставлял снаружи на съедение бесчисленным насекомым. Он умер в 1604 году, а Элизабет переехала в Вену вскоре после его похорон. Она начала проводить время в своем поместье в Бекове и феодальном поместье в Каштисе, оба они находятся на территории современной Словакии. Они стали авансценами ее самых знаменитых злодеяний.
В первые годы после смерти мужа главной подручной Элизабет в ее преступлениях была женщина по имени Анна Дарвулия, о которой мало что известно. Когда в 1609 году здоровье Дарвулии сильно ухудшилось, Элизабет обратилась к Эрцзи Майоровой, вдове местного фермера-арендатора. Кажется, именно на Майоровой лежит ответственность за то, что Элизабет достигла окончательного падения, так как она подтолкнула ее на то, чтобы пополнить список жертв несколькими женщинами благородного происхождения. Поскольку теперь она испытывала проблемы с набором молодых девушек-служанок, так как слухи о ее деяниях распространились по всей стране, Элизабет последовала совету Майоровой. В 1609 году она убила молодую женщину-дворянку и скрыла это, выдав все за самоубийство последней.
Летом 1610 года началось первичное расследование преступлений Элизабет. Основанием для расследования было вовсе не постоянно росшее число жертв, а политические проблемы. Королевская фамилия надеялась конфисковать огромные земельные поместья Элизабет и тем самым избежать возврата большого займа, который был предоставлен ее мужем королю. Эти намерения и послужили причиной ареста Элизабет 29 декабря 1610 года.
Через несколько дней Элизабет предстала перед судом. Как отмечалось, суд (совершенно правильно названный спектаклем биографом Батори Раймондом Т. Макнелли) был устроен не только для того, чтобы выдвинуть обвинение, но и ради конфискации земель. Спустя неделю после первичного суда, 7 января 1611 года, состоялся второй. На этот суд в качестве доказательства был представлен журнал, найденный в покоях Элизабет. В нем были имена 650 жертв, все записи были сделаны ее почерком. Ее пособники были приговорены к наказаниям согласно степени их участия и роли в пытках. Элизабет была приговорена к пожизненному тюремному одиночному заключению. Ее поместили в комнату ей же принадлежавшего замка Каштис, в которой не было ни окон, ни дверей, а имелось лишь маленькое отверстие для подачи еды и несколько щелей для доступа воздуха. Здесь она провела следующие три года до самой смерти 21 августа 1614 года. Похоронена она была на земле Батори в Иксиде.
Сверх и помимо того, что Элизабет приобрела репутацию убийцы-садиста, на счету которой было более 600 жертв, ее обвинили в том, что она являлась оборотнем и вампиром. Во время судебных заседаний было представлено доказательство, что иногда она откусывала кусочки плоти у девушек во время пыток. Эти факты стали основой для обвинения ее в связи с оборотнями. Связь же между Элизабет и вампиризмом до некоторой степени натянутая. Безусловно, в славянских землях была сильна вера в то, что люди, которые при жизни были оборотнями, после смерти становятся вампирами, но вовсе не это обвинение имело отношение к Элизабет. Скорее всего, она была обвинена в том, что получала кровь своих жертв и купалась в ней, чтобы вернуть себе красоту юности, а она, по всем свидетельствам, была очень привлекательной женщиной.
Восстановление истории Элизабет. На ее суде не было представлено ни одного доказательства подобных деяний и, фактически, не обнаружено никаких письменных свидетельств современников об ее участии в актах вампиризма. После ее смерти все материалы суда были опечатаны, потому что обнародование ее деяний могло закончиться крупным скандалом вокруг венгерского господствующего класса. Венгерский король Матиуш II запретил упоминать ее имя в приличном обществе. И лишь через 100 лет иезуитский священник Ласло Туроши обнаружил копии оригинальных документов суда и собрал рассказы, которые ходили среди жителей Каштиса, той местности, где находился замок Элизабет. Туроши включил записи о ее жизни в свою книгу по Венгерской истории. В этой книге было впервые высказано предположение, что она купалась в крови.
Опубликование в 1720 году этой книги совпало по времени с волной истерии по поводу вампиризма в Восточной Европе и возбудило интерес всего континента. Позже писатели будут подхватывать и приукрашивать эту историю. Два рассказа иллюстрируют легенды, которыми обросло имя Элизабет в отсутствие судебных материалов о ее жизни, а также вследствие попыток стереть любое упоминание о ней в истории Венгрии.
Говорят, что однажды молодая девушка-служанка расчесывала волосы стареющей графини. Случайно девушка потянула ее волосы, а Элизабет повернулась и ударила ее. У той потекла кровь и попала на руки Элизабет. Когда Элизабет растирала кровь по рукам, казалось, что они стали выглядеть такими же, как у молодой девушки. Это происшествие положило начало репутации Элизабет как страстно жаждущей крови юных девственниц.
Вторая история — о поведении Элизабет после смерти мужа, когда говорили, что она имеет связи с более молодыми мужчинами. Однажды, будучи в обществе одного из таких мужчин, она увидела старую женщину и спросила: «Что бы ты сделал, если бы тебе пришлось поцеловать вон ту старую каргу?». Он ответил словами отвращения, которые она и ожидала услышать. Старая женщина, услышав их разговор, обвинила Элизабет в чрезмерном тщеславии и заметила, что подобная внешность неизбежна даже для графини. Некоторые историки связывают смерть мужа Батори и эту историю в одну гипотетическую линию — озабоченность Элизабет своим старением, и, как следствие, ее тяга к купанию в крови.
Элизабет не обвиняли в том, что она была обыкновенным пьющим или сосущим кровь вампиром, хотя ее попытки принимать кровь и использовать ее для омоложения, безусловно, квалифицируют ее как вампира, по крайней мере, это может быть метафорой. До этого малоизвестная историческая фигура, она вновь была открыта в 70-е годы нашего века, когда интерес к вампирам резко возрос. С этого времени ее имя постоянно связывается с вампиризмом в массовой культуре. Заметный интерес к Элизабет был очевиден в публикации серии книг в начале 70-х, начавшейся с «Элизабет Батори, кровавой графини» Валентина Пенроуза [французское издание 1962 года и английский перевод «Кровавая графиня» (1970)]. Затем последовали «Настоящие вампиры в истории» Дональда Глата (1971) и «Правда о Дракуле» Габриэля Ронея (1972). Книга Пенроуза послужила толчком к первому фильму о Батори. Фильм, в свою очередь, вдохновил на создание романа «Графиня Дракула» Майкла Пэрри. Воспевание мифической графини в 70-е годы подтолкнуло Раймонда Макнелли, ученого дракуловеда, к созданию самой авторитетной книги об Элизабет на сегодняшний день — «Дракула был женщиной. В поисках кровавой графини из Трансильвании», которая появилась в 1984 году. Основываясь на новом исследовании оригинальных судебных документов Восточной Европы, исторического и фольклорного характера, Макнелли старательно демифологизировал легенду и дал ответы на многие вопросы, которые ставили в тупик многих предыдущих исследователей. Недавно Элани Бергстром написала роман «Дочь ночи» (1992), черпая вдохновение из исследования Макнелли.
Батори в кино. Первая картина, вдохновленная легендой о Батори, была «Я — вампир», которая сейчас практически позабыта (вышла в США как «Приказ дьявола»). Ее примечательной чертой было участие в качестве оператора будущего режиссера Марио Бава. Десять лет спустя, как часть цикла о вампирах, «Хаммер Филмз» выпускает то, что, пожалуй, можно назвать лучшим из фильмов, сюжет которых основан на жизни Элизабет, — «Графиня Дракула» (1970). Ингрид Питт снималась в главной роли. Фильм был построен вокруг кровавых мифических ванн и изображал Элизабет все более сходящей с ума по мере продолжения «карьеры» убийцы.
«Дочери тьмы» (1971) — один из наиболее артистичных фильмов о вампире, история с сильными лесбийскими оттенками, перенес графиню в XX столетие. В этой картине Элизабет и ее компаньонка Иона останавливаются в почти пустом отеле, где встречают недавно поженившуюся пару. Когда открывается, что муж имеет склонность к насилию, Элизабет и Иона воспринимают это как сигнал к действию и помогают молодой жене. Следует серия вампирических встреч, а в конце жена (вновь испеченный вампир) оказывается единственной выжившей.
Элизабет (или же персонаж на ее основе) появляется также в «Легенде кровавого замка» (1972), «Проклятии дьявола» (1973) и в «Аморальных историях» (1974) — все эти фильмы не столь примечательны. В 1981 году полнометражная версия истории Элизабет выходит в Чехословакии. Среди более поздних фильмов: «Жажда» (1980) и «Таинственная смерть Нины Шеро» (1987).
Батори и Дракула. Брэм Стокер, автор Дракулы (1897) читал об Элизабет в работе «Книга об оборотнях» Сабины Бэринг-Гоулд (1865), в которой впервые на английском языке были опубликованы полные сведения о жизни Элизабет. Макнелли предположил, что история Элизабет могла воздействовать на Стокера так, что он перенес место действия своего романа из Австрии (Стригии), как это первоначально замышлялось, в Трансильванию. Также Макнелли отмечал, что Дракула Стокера становится все моложе и моложе по мере развития романа, явный намек на рассказы о купании Элизабет Батори в крови ради омоложения. Он был абсолютно уверен, что легенды вокруг имени Батори «сыграли основную роль в создании персонажа графа Дракулы Брэма Стокера».
БАТОРИ: «ДВОРЕЦ БАТОРИ»
«Дворец Батори» — это любительское издание с вампирической ориентацией (о графине Элизабет Батори). Впервые вышло в 1991 году. Основатель и редактор Л ара А. Хейнс. Будучи студенткой, Хейнс обнаружила, что очень одинока в своем увлечении такими вещами, как готическая музыка, вампиры и разные системы туманных верований. Она основала журнал как способ общения с людьми, имеющими подобные интересы. Журнал охватывал большой круг тем, от X. П. Лавкрафта до вампиров в Восточной Европе, а также стихи и рассказы, обзоры книг и готические записи, новости о готических мероприятиях, иллюстрации. «Дворец Батори» можно заказать у Лары Хейнс: 1618 SW 3rd, Тореkа, KS 66606-1215.
|