В России Gothic-субкультура зародилась совсем
недавно. А, следовательно, и сами готы по-прежнему являются экзотикой. Подобная
ситуация естественно порождает недопонимания и множество недоразумений значения
этой самой gothic-субкультуры в мире. Но откуда же пошло это движение?
"Движение" – это не совсем корректный термин, ибо у сей
субкультуры нет и не было особых целей и задач. Но что
значит готик рок? Это понятие неопределенное. Ее стиль как в музыке так в
идеологии индивидуален. Это все мрачное и мистическое, одержимое тьмой,
оккультизмом и луной. Речь идет о рок группах, которые
одеваются во все черное (преимущественно – кожа, латекс, бархат). Но если
рассматривать готику с этой стороны, то будет не совсем верно: Ministry, Black Sabbath, Judas Priest, Sepultura и многие другие, например, одеваются чаще
всего именно в черное, но к готике никакого отношения совершенно не имеют…
Готика – это определенное настроение, это атмосфера и та мистическая сила,
которая ощущается во всем, в чем так или иначе она проявляется (особенно во время
выступлений готических команд). Ключевым моментом остается имидж и атмосфера,
которая непременно должна быть похоронной, и именно поклонники ужастиков
чувствовали себя в привычной обстановке.
Готика возникла в Англии еще в 70-х годах, и уже окончательно
оформилась к середине 80-х. Хотя, по сути, корни уходят в более далекое прошлое
– к эстетике романтизма и декаданса. Прародителем готической музыки является постпанк. Ну а родоначальниками жанра поистине можно
считать мрачных декадентов Joy Division, Bauhaus, Siouxsie и The Banshees. Более поздние готические группы 80-х: The
Sisters Of Mercy, The Mission, Fields Of Nephilim. И
именно они сформировали свой особый готик-роковый саунд. Вроде бы
постоянно должна доминировать меланхолия и грусть, но данная субкультура не
стоит на месте, в ней нет статики. Все, наоборот, в динамике, в которой
сочетаются жизнь и смерть, добро и зло, вымысел и реальность…
Это как в мире гармонии есть маленькая частица хаоса, так же и в море
хаоса есть капля той самой гармонии. Словно Инь и Янь…
К началу 90-х появляются новые стили готик музыки – ethereal и darkwave (меланхоличная психоделия),
dark folk (языческие корни), synth-goth
(синтетическая готика). А уже к концу 90-х готика прекрасно вписалась в такие
стили, как black,
dead и doom-metal. Без нее не возможны теперь красивые звучания
гитарных рифов, синтезированной музыки и заунывного вокала. Смешивая различные
стили с готическим, на свет "производятся" совершенно новые, которые
все сложнее и сложнее определить к чему-либо конкретно. Готика внесла
необходимую атмосферу в жизнь субкультуры, и как катализатор разбавила
приевшееся состояние постпанка и всей более тяжелой
музыки. Сейчас же развитие готической музыки в основном связано с электронным
звучанием и с формированием "темной сцены" – объединяющей готические
электронные и индустриальные группы, например, Von Thronstahl, Das Ich, The Days Of The Thrompet Call etc.
Корни готической эстетики следует искать в Средневековой Европе,
в мрачных временах чумных эпидемий и кровавого разгула инквизиции. Именно
оттуда современные готы позаимствовали таинственную бледность, интерес ко всему
мистическому, черные одежды и непонятное для остальных поклонение перед
смертью. Архитектура, название которой совсем недавно присвоили себе эти
странные личности, отображает их внешний облик – все узкое, тянущееся ввысь, к
небу; и внутреннее состояние – мрачность, грусть и красота… близость к природе,
отстранение от реальности и простых людей. Созерцание прекрасного,
самосовершенствование…
Изначально готами называли поклонников готической музыки, но
позднее субкультура ассимилировала все "готическое" население –
литературу, кино, живопись… И все же главную приорию в данной субкультуре несет своеобразное
мировоззрение, особое восприятие окружающего мира, смерти – как фетиш, что
может считаться одним из признаков принадлежности к готам. Но не стоит
забывать, что готика появилась благодаря музыке, и по сей день, она является
главным объединяющим фактором для всех готов.
Готическое мировоззрение…
Характеризуется пристрастием
к "темному" восприятию мира. Сложно описать все составляющие такого
комплексного понятия, но в целом это особый романтично-депрессивный взгляд на
жизнь, отражающийся в поведении: замкнутость, частые депрессии, меланхолия,
повышенная ранимость. Восприятии реальности: мизантропия, утонченное чувство
прекрасного, пристрастие к сверхъестественному, и в отношениии с обществом: не приятие стереотипов, стандартов
поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него.
Также характерными чертами готов являются артистичность и стремление к
самовыражению, проявляющаяся в работе над собственным внешним видом, в создании
поэзии, живописи, других видов искусства.
Предпосылки в России…
Однако в России, уже в начале
XX-го века возникла странная
ситуация, названная Декадансом. Предчувствие революции, надвигающихся катастроф
побуждала людей к растерянности, беспокойству, одиночеству. Человек того
времени становился перед «лицом» Вечности. Вечность – субъективное понятие,
отражающее взгляды человека на смерть, жизнь, Бога и Вселенную. Это приводило к
декадансу, упадочническому настроению. Интеллигенция того времени испытывала
ощущение внутреннего хаоса и душевной дисгармонии. Таким образом, большая часть
поэтов, писателей и прозаиков были убеждены в том, что они участвуют в духовном
обновлении России. Впоследствии это зародило новое движение, коренным образом
меняющее мировозрения людей. Личностей, пытавшихся
заявить о себе, поделиться своим видением этого мира, выделиться из массы, "обратить"
себя против всех. Но как оно всегда бывает, этих "выскочек" было
очень мало, и они вынуждены были прятаться, скрываться. Такие ситуации
возникали в нашей стране на протяжении всего прошлого столетия, что породило
культуру андеграунда...
Говоря о готах в России, мы имеем в виду, конечно же,
субкультуру и ее развитие в течение последних 30-ти лет. Без сомнения в России
богатые корни культуры декаданса, но четко проследить путь развития
gothic-субкультуры очень тяжело. Иначе говоря, cold wave
течение
"перетекло" из Постпанка. Именно оно
породило выше упомянутую субкультуру, которая всегда пользовалась большим
приоритетом в идеологических, философских и культурных явлениях, ибо это было
более чем близко и важно для неординарных личностей. Но в нашей стране
важнейшим приоритетом пользовались тексты, в которых было сосредоточено мрачное
настоение, утонченые и
возвышенные чувства, насквозь "пропитанные" декадансом.
Скорее всего, первыми российскими "готами"
следует считать музыкантов постпанк волны 80-х: Кино,
Наутилус Помпилиус, Алиса, Агата Кристи, а позже и
Сплин, часть их композиций вообще является характерным gothic-rock,
да и по имиджу они старались не отставать от своих западных коллег "по
цеху". К сожалению ни одна из этих групп никогда не проводила параллели
между своим творчеством и мировой gothic-субкультурой, хотя сейчас нам
известно, что музыканты упомянутых групп имели доступ к записям их
современников Sisters of Mercy, The Cure,
Joy Division и других.
Различия данной субкультуры есть в каждой стране, и даже в
Европе. Субкультура в Германии имеет свои нюансы, отличные от субкультуры в
Англии, но в действительности, эти отличия несущественны. Если побывать на
западных фестивалях, обычно длящихся несколько дней, то становится понятно, что
особого диссонанса нет даже у российских готов. Здесь, скорее, другая проблема,
продиктованная жизнью, еще пока, в дикой России. Где все странное и необычное
встречает агрессивную реакцию и неприятие. На западе народ реагирует куда
спокойнее даже на самые немыслимые и экстравагантные наряды…
Но, хочу уверить, что Петербург, как истинный культурный центр и европейский
город страны, куда более поощряет способ самовыражения мрачных личностей,
нежели Москва и другие города России.
Chapter III
Одной из особенностей готического
восприятия мира является повышенный интерес к сверхъестественному, а значит к
магии и оккультизму. Интерес этот имеет различные проявления, от примитивного
использования магических символов как элементов украшения у тех, кто не
занимается оккультизмом серьезно, до готов посвятивших свою жизнь изучению
магических таинств. Традиция пытающаяся возродить кельтские магические ритуалы,
или оккультная традиция базируются на скандинавском паганизме. Поэтому среди
готов очень много язычников и даже сатанистов, но по
большей части это люди привлеченные мрачной
религиозной эстетикой – внешними проявлениями, не являющиеся
"реальными" сатанистами. Также встречаются
готы, изучающие самую различную древнюю философию: от
египетской и иранской до Вуду и Каббалы. Но в целом, большая часть готов в той
или иной степени – христиане. Как видно, единой готической традиции, не существует.
Готическая эстетика крайне
эклектична по набору используемых и популярных символов: можно встретить и
египетскую и христианскую и кельтскую символику. Основным знаком является
египетский анкх, символ вечной жизни (бессмертия).
Связь с готами здесь очевидна – изначально goth-субкультура возникла благодаря
вампирской эстетике ("Nosferatu"), а кто такие вампиры, как не "undead",
то есть "не мертвые", живущие вечно. Христианская символика используется
более редко, по большей части в виде обычных распятий (только с более стильным,
чем обычно дизайном). Кельтская символика встречается в виде обильного
использования кельтских крестов и различных орнаментов. Достаточно широко
представлена оккультная символика, используются пентаграммы, перевернутые
кресты, восьмиконечные звезды (символы хаоса).
Первые идеалы…
Но готы в том виде, которые известны сейчас, появились примерно в
1983 году, после выхода фильма "Жажда", где все свелось к тому, что
как раз таки можно назвать Vampire gothic. В этом фильме двух главных героев
вампиров-убийц играли Девид Боуи
и Катрин Денев. Кровожадные, беспечные, красивые и коварные искусители, они
стали "пионерами" мистико-готического имиджа. Египетский крест анкх, которым они прокалывали горло своей жертвы, поистине
верно вписался как символ тогда уже будущих готов. Заунывная музыка с
депрессивными текстами о смерти, мраке и зле мгновенно стала
бешено популярной. А сингл к фильму "Bela
Lugosi’s Dead"
сразу же прославил Bauhaus, как поистине готик-рок
группу. Композиция длилась около девяти минут – причем вокал вступал только
через три минуты после ее начала – и не была похожа ни на что из того, что было
доселе известно. Это приводило в неистовый восторг как раз ту публику, которая
так и не могла дать название ни себе, ни своему образу жизни! Многие люди, еще
не называвшиеся "готами", но реально ощущающими себя такими
личностями, бросились с ревом к черным знаменам Великой Богини Луны. И вот
тогда движение стало развиваться в мрачно-романтическом стиле: люди изводили
кучу косметики на депрессивно-агрессивный make-up, перекрашивали одежду в угольный цвет, а по ночам выли на луну и мечтали
о смерти. Вот, до чего иногда приводит фанатизм людей, не знающих, куда
приткнуться! Из-за своего нежелания общаться с остальными людьми, готы редко
выходили из дома при свете дня. Общение с единомышленниками происходило только
ночью. Места для таких сборищ подбирались весьма мрачные: заброшенные здания,
старинные кладбища, полуразваленные склепы, где вся атмосфера пропитана
античностью, мистикой и грустью. Но так же, как и другие люди, готы
предпочитают свои тусовки в клубах.
Chapter IV
Готы и клубы…
Отчасти успех развития любой субкультуры зависит от возможности
людей общаться между собой. В случае субкультур, порожденных музыкальным путем,
основным местом сбора являлись и являются клубы. На заре goth-культуры готы тусовались в панк клубах (что не удивительно, учитывая корни этой
субкультуры). Казалось бы, скучно жить в мире тьмы и пороков, закутывая себя в
меланхолию… Но нет, уж если готы собираются вместе,
поверьте, они могут дать фору любой тусовке!!!
Такие праздники, как Вальпургиева ночь, Halloween etc, являются одними из основных тусовок в мире готики. Но и без этого, готы очень часто
устраивают для себя так называемые "мрачные балы": своеобразная
музыка, чувственные танцы, костюмированное "шоу" – это все ничто
иное, как игра… но так же и способ самовыражения.
Основная цель готического имиджа – подчеркнуть индивидуальность: кому-то
достаточно для этого подручных средств, а кому-то требуются огромные деньги на
роскошные наряды. Большинство пришедших выделяется пышностью и своеобразием
костюмов. Просто глаза разбегаются, при виде такого множества современных или
средневековых одеяний! Это воистину прекрасно! Но как обычно бывает: народ
требует хлеба и зрелищ… Так и здесь, помимо живых
выступлений различных групп и просто танц-полов, где
мрачные DJ-и
крутят быструю (не всегда готическую) музыку, фишкой вечеринок теперь являются
эротические шоу. В Москве это уже стало обычным явлением, там дело
действительно доходит до профессионализма, где (уже ничему не удивляющиеся)
зрители наблюдают искусные эротические произведения с садо
элементами, не переходящие определенных граней. Зато, этим не может
похвастаться Петербург. Который, еще не достигнув сего
уровня, уже пытается "содрать" саму идею. Но, неграмотное ее использование
приводит, к сожалению, к плачевным итогам, и оставляет желать лучшего… Да и вообще, Петербургу сложно соревноваться с Москвой по
количеству зарубежных концертов, фестивалей и просто клубных вечеринок. Если у
питерских готов возникает проблема в ожидании каких-либо концертов, так и
просто клубных тусовок. То в Москве встает совершенно
иная проблема – куда пойти, чему отдать большее предпочтение из огромного
множества своеобразных развлечений. Там клубная жизнь кипит без перерывов
каждый день! Ну, здесь уж можно порекомендовать одно, – выбирать только методом
исключения, не иначе.
Частыми вечеринками в Петербурге на такую тему могут похвастаться
такие клубы, как Орландина, Red Club, Молоко и Пятница. В Москве же, как
минимум: Авалон, Relax, R-Club, Ozon, Roxy etc. Желающие посмотреть на эту удивительную
и редкую субкультуру, могут просто посетить одно из таких мероприятий.
Поверьте, готы – самые милые и безобидные существа! Они ни кому никогда не
причиняют вреда! Их не стоит бояться, в этом я Вас уверяю!
( продолжение следует…)