Новое направление в моде складывается в течение XIV века в результате
перегруппировки господствующих сословий. Рыцарство, все это время
задававшее тон в культуре, уходит на второй план. Время это очень
противоречивое, что не замедлило сказаться на коренном изменении
одежды и моды в целом.
Если в раннем Средневековье женщина учила мужчину хорошим манерам, то в готический период тон уже
задавали мужчины, и они определяли нормы поведения. Ироническое и презрительное отношение мужчин к витающим
в облаках мечтательным красавицам из предшествующих столетий заставило женщин времен готики прочно встать на
землю. Такое положение дел, конечно, отразилось и в моде.Каждый из народов Европы внес что-то свое в готическую
одежду. Родина готической моды – Нидерланды. Отсюда она распространилась в Германию, Италию и Францию, где
большой блеск ей придал Бургундский двор. Каждый оформлял модные линии согласно своим взглядам и вкусам, но
смелее всего, изящнее и искуснее всего это делали во Франции. При Филиппе III Добром (1396-1467) и его преемнике Карле
Смелом (1433-1477) появилась особая придворная одежда. Ее богатство и исполненная фантазии отделка вызывали
восхищение знати во всей Европе и до самого конца XV века служили образцом для подражания. Влияние готической моды,
доведенной бургундским двором до высшей степени элегантности, конечно, ощущалось и в других странах Европы,
в каждой - со своими специфическими особенностями. Но все модные тенденции Готики, по большому счету, выразила
Франция.
Легким движением ножниц многовековая туника была
превращена в корсаж и юбку.Появились новые предметы одежды – «упланд»
(bouppelande) – открытая широкая верхняя одежда с рукавами, «jupe» - узкий
застегивающийся лиф с короткой юбкой, жакет (jackette) - плотно
прилегающая верхняя одежда с рукавами и застежками, едва доходящая
до бедер. Исключительное значение приобрели застежки, так как одежда
теперь стала настолько узкой, что без них обойтись было просто невозможно
(раньше верхняя одежда надевалась через голову). Оформлялась линия талии, а с подъемом ее
вверх достигалась стройность и скрывался объем бедер. Одежда впервые
должна была исправлять естественные недостаки фигуры, а не прикрывать
их. Достигалось это благодаря использованию железных и деревянных
брусков, вставленных в ватную подкладку одежды. Бруски располагались
между грудными железами и тянулись сверху до нижней части живота.
Корсет мог шнуроваться спереди, сбоку и сзади. Часто при расслаблении
шнуровки бруски могли выпасть. Стоимость такого корсета была очень
высокой, и поэтому “украсить” им свой гардероб могли только женщины из
высшего общества.
В период Готики корсет носили не столько женщины, сколько мужчины.
У мужчин широкое распространение приобретают штаны и курточка (так
называемый колет), выполняющие роль мужского корсета. Гладкий и
жесткий, он имитировал твердость панциря и находился в близкой связи с
военным костюмом, предназначенным для защиты пеших воинов.
Своеобразным «криком моды» были так называемые «дьявольские окошки»: поверх сильно приталенного платья надевали
другое, широкое, без рукавов и с огромным декольте. Через него выступала наружу грудь, сильно подчеркнутая первым
платьем. Такой туалет, естественно, не нравился духовенству, которое предпочитало застегнутые доверху платья и плотные
рукава.
Рукава были важным декоративным элементом, покрой их часто менялся. Иногда они спускались до пола, иногда
соединялись спереди в виде муфты. Искусство изготовлять красивые рукава достигло своего апогея в Англии.
Обувь была чрезвычайно удлинена («poulaines» в переводе с французского
означает «нос корабля», можете себе представить). Чтобы облегчить ходьбу
и сохранить обувь, частенько носили деревянные башмаки – «сабо» c
низкими каблуками, державшиеся на ремнях.
Основной принцип моды этого времени – подчеркивание удлиненных и
заостренных форм. Края одежды выполняются в виде зубцов.
Существенной частью элегантного платья был шлейф. В XIV-XV веках он достиг рекордной длины. Чем больше
разгорались споры и проповеди, тем больше он удлинялся. Шлейф на церемониальной мантии достигал 5 метров.
На рыночной площади в городе Модене (Италия) был даже установлен специальный камень для измерения длины
его в локтях. Возле него стоял страж с мечом, чтобы отсекать лишнюю часть шлейфа у самых ярых модниц города.
Но дневной улов его был небольшой, ибо женщины умудрялись обходить площадь. Позднее Средневековье внесло
в историю костюма оригинальные, но очень неудобные шляпы. Это были одноконечные и двухконечные шляпы, к которым
иногда добавляли вуаль. Церковь, естественно, раздражалась по этому поводу, заявляя, что нет более удобного жилища
для злых духов, чем эти шляпы, и что женщины, которые их носят, сами рискуют превратиться в рогатых дьяволов, и что
такие вещи уже случались. Монахи подстрекали парней, чтобы те бросали камни по шляпам женщин. В конечном счете они
одержали частичную победу: высота остроконечной шляпы была ограничена до 50-60 см для обыкновенной женщины и до
одного метра для знатной женщины.
Чем тоньше становилась талия, тем ниже опускалось декольте. И в этом случае церкви было за что гневаться. Декольте
быстро достигло самого низкого предела, а случалось, было и ниже его. Так, например, Элеонора, фаворитка французского
короля Шарля VIII, явилась на один из банкетов в честь его Величества просто-напросто с обнаженной грудью. Пример был
заразителен и сразу же повлек за собой появление последовательниц Элеоноры, несмотря на то, что церковь грозила
отлучить от себя бесстыдниц. При такой явной демонстрации бюст, естественно, нуждался в особенной заботе. С этой
целью появилось множество косметических рецептов.
Впрочем, наличие множества шлиц и отверстий в платьях тоже было коварно. Их закрывали обычно завязками, но очень
часто и булавками, и безопасными иглами, в силу чего кавалеры жаловались, что к даме сердца подступиться труднее,
чем к дикой розе.
В готический период отличные ткани составляли главное достоинство одежды. Самые лучшие шерстяные ткани
производились в Нидерландах. Во Фландрии изготовляли очень тонкое и очень легкое сукно, которое украшалось
пурпуром и служило для королевских мантий. Из Италии вывозили шелк, бархат, парчу. Наивысшим достижением
мастеров, работающих со льном, были фламандские кружева, такие воздушные и легкие, что что выглядели почти
невесомыми. Позже с ними начали конкурировать венецианские кружева. Но готической женщине, жаждущей все
более пышных нарядов, уже не хватало кружев и декоративных тканей. Она украшала платья золотым и серебряным
бордюром, вышивала серебряными и золотыми нитками, нанизывала до 20 перстней на пальцы рук своих, а шею ее
украшали тяжелые ожерелья из драгоценных камней.
Модным дополнением стал носовой платок «фаццолетто» , но не в сегодняшней своей функции. Его не засовывали в карман,
а держали в руке, чтобы отгонять мух. Кончик носового платка обычно был украшен золотым сердечком. На поясе у модной
женщины обычно висели гребешок, зеркальце и амулет. Висел также и позолоченный коготь сокола, который служил
зубочисткой...